Назад

Кого лечил Даль, с кем воевал Оруэлл, и кого страховал Кафка: 20 профессий великих писателей

06 ноября, 2019 2056
Кого лечил Даль, с кем воевал Оруэлл, и кого страховал Кафка: 20 профессий великих писателей
Самая трудная профессия — быть человеком.
Хосе Марти
 
 
 
Сегодня в «Дзен-книгоголизме» не будет подборки книг о работе, зато будет подборка писателей… о работе. Задумывались ли вы о том, как много людей понимают, что хотя быть писателями ещё в детстве и упорно идут к этому по мере взросления? Мы тоже задумывались, но гораздо больше нас заинтересовали настоящие профессии людей, чьи книги сейчас читает весь мир.
 
С кем воевал Оруэлл, что продавали Мураками и Воннегут, а также что общего у Диккенса и ваксы – давайте узнавать.
 

1. Джордж Оруэлл

Военный

 
Да, «1984», величайшая антиутопия всех врёмен и народов, не просто так пахнет грозой в ожидании войны. Будучи уже публикующимся писателем, автор «Скотного Двора» отправился на Арагонский фронт гражданской войны. Полгода он сражался в ополчении, затем его комиссовали по ранению. Книга «Дни в Бирме» появилась в результате годов службы в индийской имперской полиции Бирмы. И кстати, звали его тогда Эриком Артуром Блэром, Джорджем Оруэллом он стал в 30 лет.
 

2. Жюль Верн

Адвокат, секретарь, биржевой маклер

 
Мэтр научной фантастики, подаривший миру приключенческие шедевры, родился в семье адвоката, первым из пятерых детей. Неизвестно, хотел ли он стать писателем сразу, но вначале ему пришлось пойти по стопам отца и стать адвокатом. Но в 22 его первая пьеса, «Сломанные соломинки», стала театральной сенсацией, и Жюль Верн занялся писательством куда углублённее, хотя параллельно зарабатывал на жизнь адвокатством, подработками в качестве секретаря и игрой на бирже. А потом он определился окончательно и стал путешествовать по миру на своей яхте в обнимку с пером и пачкой бумаги.
 

3. Вальтер Скотт

Юрист

 
Отец Вальтера Скотта был состоятельным юристом и тот, подобно Верну, пошёл по его стопам. Но ещё с детства Вальтера Скотта влекла литература. Вначале он просто помногу читал, даже организовал в колледже «Поэтическое общество». Вальтер Скотт получил звание адвоката и обзавёлся собственной практикой, что дало ему возможность много путешествовать, общаться с людьми и собирать фольклор. Благодаря этому и увидел свет его «Айвенго».
 

4. Курт Воннегут

Автодилер

 
Автор знаменитой «Бойни номер пять», которая сделала его известным во всём мире, не всегда был успешен – дела у него вначале шли плохо. Спас его новый проект автомобильной промышленности – Saab. Будучи большим поклонником не только автомобилей, но и технологий в целом, он сразу получил франшизу и наладил продажи. А ещё, кстати, в университете он интенсивно изучал химию, а после этого (нет, это не связано) – вступил в армию, участвовал в Арденнской военной операции и попал в плен.
 

5. Ян Флеминг

Журналист, финансист, разведчик

 
У Яна Флеминга много общего с Джорджем Оруэллом – он тоже занимался журналистикой, банковским делом и был военным, а с героем Теодора Драйзера – Фрэнком Алджерноном Капервудом его объединяют не только финансы, но и невероятная фантазия, породившая не менее невероятный сюжет «Джеймса Бонда». Кроме того, говорят, Ян Флеминг был тайным шпионом: перед Второй мировой войной он завербовался в разведку королевского военно-морского флота и участвовал в массе секретных операций.
 

6. Льюис Кэрролл

Математик

 
Если вы когда-нибудь задавались вопросом «Что за бред творится с Алисой в Стране Чудес» - то ответ на него: математические аксиомы. Льюис Кэрролл, а точнее, Чарльз Доджсон, получил степень профессора математики в Оксфорде, выиграл конкурс на чтение математических лекций в крупном аристократическом колледже Крайст-Чёрч и был неоднократно назван гением математики. Эта работа его, тем не менее, не увлекала – несмотря на то, что она приносила хороший доход, Кэрролл 26 лет читал лекции, но хотел писать книги.
 

7. Джек Лондон

Продавец газет, работник в кегельбане, рабочий на заводе

 
Джек Лондон, автор «Белого Клыка», «Мартина Идена» и ещё кучи великих произведений, вырос в бедной семье и вынужден был работать с ранних лет. Сначала он продавал газеты и расставлял кегли в кегельбане, а после школы устроился на консервный завод. В 14 лет он познал все горести непосильного труда.
 

8. Чарльз Диккенс

Рабочий на фабрике по производству ваксы, клерк, репортёр

 
В семье Чарльза Диккенса было восемь детей. Когда ему исполнилось 11, их отец разорился и оказался в тюрьме и по уши в долгах. Ребёнком, Диккенсу пришлось три года проработать на фабрике по производству ваксы. Мать Чарльза настаивала, чтобы он продолжал работать даже после освобождения отца. Лишь ближе к совершеннолетию ему удалось устроиться младшим клерком в адвокатской конторе, а когда он уже работал репортёром, он начал писать книги.
 

9. Кен Кизи

Помощник психиатра

 
Было бы странно, если автор самой шумной книги о психически больных людях, «Пролетая над гнездом кукушки», работал кем-то ещё. Но погодите. В юности Кен увлекался спортом, но закончил факультет журналистики в Орегоне и курсы писательского мастерства. Он всю жизнь мечтал быть писателем (и кстати, помимо «Кукушкиного гнезда», написал и другие книги), но будучи студентом, подрабатывал помощником психиатра, санитаром и ночным дежурным в госпитале для ветеранов. Ему приходилось много разговаривать с пациентами и принимать участие в испытаниях психотропиков. Благодаря этому специфическому опыту и появилась гениальная книга, которая прославила его на весь мир.
 

10. Стивен Кинг

Учитель, дворник, швейцар

 
Когда Стивену исполнилось всего 11, он с братом уже издавал домашнюю газету, которую они распространяли по соседям. Кингу пришлось примерить на себя и обязанности швейцара, дворника, уборщика и даже учителя. Однако к писательству он относится так же, как и к любой другой работе – у него есть ежедневный лимит в две тысячи слов. Может быть, поэтому мир и увидел столько хороших книг.
 

11. Франц Кафка

Страховщик

 
Один из самых психоделических классиков провёл большую часть своей жизни на ненавистной ему работе – в страховой конторе, и это отразилось на его произведениях, опубликованных большей частью после его смерти. В его профессиональные обязанности входили несчастные случаи на производстве, а бюрократия, в силу особенностей его психики, свела Кафку с ума. Он вышел на пенсию за два года на смерти и сосредоточился на литературе. Если бы не его решительные друзья и родственники, мир никогда не увидел бы его книг, завещанных быть сожжёнными.
 

12. Харуки Мураками

Продавец, владелец бара

 
Жизнь Харуки Мураками, успешного японского писателя, не отличалась особенными тяжбами. Вначале он был продавцом в магазине звукозаписей, в 22 – женился и вместе с женой открыл в Токио джазовый бар. А спустя четыре года, сидя на трибуне бейсбольного стадиона во время матча, «просто понял, что мог бы написать книгу».
 

13. Джером Сэлинджер

Военный

 
Ещё один военный, ушедший в писательство – Джером Сэлинджер писать начал довольно рано. К началу Второй мирововой он уже состоялся, как писатель, закончил военное училище и был призван в армию. В армии он успел окончить офицерско-сержантскую школу войск связи, поучаствовать в военных действиях и принять участие в освобождении немецких концлагерей.
 

14. Антон Чехов

Врач

 
Ни для кого не секрет, что Антон Павлович Чехов был врачом – только им свойственен столь жёсткий жизненный цинизм, к тому же, писатель сам часто упоминал свою профессию в книгах. Писать он начал ещё в школе, но почему-то поступил на медфак Московского университета, учился у Склифосовского и Захарьина, помогал врачам Воскресенской больницы, а в свободное время писал книги.
 

15. Михаил Булгаков

Врач

 
Коллега Чехова не только по перу, но и по профессии, Михаил Булгаков выбрал профессию врача только из корыстных соображений: оба его дяди-врача неплохо зарабатывали, но война внесла свои коррективы в его планы. Денег врачебное дело ему не принесло, в отличие от проблем: работа в прифронтовой зоне во время Первой мировой войны, зависимость от морфия, тиф и слишком поздно пришедшее осознание того, что жизнь нужно было посвятить писательству.
 

16. Евгений Замятин

Инженер-проектировщик ледоколов

 
Когда в 1920 вышла книга Замятина «Мы», мир ещё не знал, что начинается рассвет антиутопий. А между тем, её автор был вовсе не писателем – он закончил политехнический университет в Санкт-Петербурге по специальности кораблестроительная инженерия и был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда, а также был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский».
 

17. Лев Толстой

Военный

 
Подобно Оруэллу, Флемингу и Сэлинджеру, Лев Толстой также был храбрым офицером. Два года он воевал в качестве юнкера на Кавказе с горцами, а в начале Крымской войны был переведён в Драгунскую армию. В 1854 году писатель оказался в Севастополе и был награждён многочисленными орденами, среди которых – орден Святой Анны 4 степени и медаль «За защиту Севастополя».
 

18. Фёдор Достоевский

Инженер

 
Достоевский окончил инженерное училище и был приписан полевым инженером-подпоручиком к Петербургской инженерной команде. Но в отличие от другого инженера-писателя, Замятина, к своей профессии Достоевский особой любви не питал. Озарение пришло к нему через год и он, подав в отставку, решил посвятить себя писательству.
 

19. Владимир Даль

Военный врач

 
Будущий автор величайшего Толкового словаря русского языка, Владимир Даль вначале служил на флоте, а затем поступил на медицинский факультет Дерптского университета. И уже через несколько лет в течение Русско-Турецкой кампании 1828-1829, Даль проявил себя, как блестящего военного врача. В 1832 году, устроившись ординатором столичного военно-сухопутного поспиталя, он стал медицинской знаменитостью Санкт-Петербурга – известнейшим хирургом и окулистом.
 

20. Михаил Лермонтов

Военный


Рано ушедший из жизни поэт отучился два года в Московском университете и решил переехать в Санкт-Петербург, попытавшись поступить в университет там. Однако эти два года ему отказались засчитывать, и он оказался в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Вышел он из неё корнетом лейб-гвардии гусарского полка и был отправлен в первую ссылку на Кавказ. Он пытался уйти в отставку, но не мог сопротивляться протестам бабушки, от безысходности писал стихи, ставшие известными всему миру. Если бы не дуэль, возможно у Лермонтова получилось бы всецело отдаться поэззи.
 
Такова история профориентации двадцати совершенно разных писателей. Вывод из этого всего можно сделать очень простой: чем бы вы ни занимались, если ваша душа лежит к писательству, вы всегда можете в него уйти. А иногда и уходить необязательно. Читая книги многих писателей, можно увидеть проглядывающий сквозь текст отпечаток их жизненного опыта и сделать вывод о том, что дала им профессия, от которой они отказались или которая провела их сквозь жизнь.
 
Опыт этих людей учит нас не только тому, что каждый опыт полезен, но и тому, что в любом возрасте можно переосмыслить свою жизнь и начать заниматься тем, к чему тебя действительно тянет.

Похожие статьи