Назад

День рождения В.П. Крапивина: как мы, взрослые, можем быть ему благодарны?

14 октября, 2019 1722
День рождения В.П. Крапивина: как мы, взрослые, можем быть ему благодарны?
— Взрослые, конечно, всегда правы. Но я еще не взрослый. Зачем мне эта ваша правота?
Владислав Крапивин. «Журавленок и молнии»
 

Сегодня 14-е октября. И кроме того, что сегодня Кишинёв празднует 583-й день рождения, свой 81-й день рождения также празднует один замечательный человек, писатель, чьё имя когда-нибудь да слышал каждый.
 
Владислав Петрович Крапивин. Автор четырёх сотен детских книг. Советский и российский Януш Корчак, хотя педагогом он стал не сразу, но всю свою жизнь Крапивин посвятил воспитанию мальчишек и девчонок тем путём, которым лучше всего смог это сделать: рассказывая им волшебные истории. Сегодня я хочу поговорить о нём в рубрике «Дзен-книгоголизм» не только потому, что это мой любимый писатель ещё с детства, но и потому, что значение творчества Крапивина для нашего поколения – огромно, как для жизни, так и для работы.
 

Журналист, писатель, моряк, капитан

 
Родившись 14 октября 1938 года в Тюмени, в семье педагогов, Владислав Крапивин почти без подготовки окунулся в военное время. Расположенный далеко в Сибири город Тюмень оказался в глубоком тылу – здесь не ходили враги и не расстреливали каждого, но всех мужчин забирали на фронт, а женщины, без исключения, работали, не покладая рук. Писатель хорошо помнит первые годы войны, когда еда выдавалась по талонам, а главной задачей граждан было обеспечить всем необходимым всех воевавших на фронте отцов, мужей и сыновей. Рассказывая о том, что не ходил в садик, писатель не печалится, потому что несмотря на голод и тяжёлое положение, ему запомнились хорошие вещи.
 
Запах тополей, детские крики, игры в сыщиков-разбойников и футбол, первые друзья и верная, чистосердечная дружба. Уже тогда маленький Славик начал выдумывать разные истории, иногда нагло используя их в качестве оправдания, и навсегда запомнил слова своего дяди: из некоторых врунов со временем выросли неплохие писатели.
 
Он хотел стать педагогом, но не хотел «целыми днями проверять тетради», как его сестра. Хотел стать преподавателем немецкого, но в Тюменском пединституте такого набора не было. Хотел стать моряком, но врачи сказали, что у него «дохлое здоровье». Тогда он поступил на журналиста. И вот, в 1964 году, спустя несколько опубликованных рассказов, вышла его первая повесть «Та сторона, где ветер», которая принесла ему всесоюзную известность.
 

Дорогу мы выбирали наугад. Наугад – это же здорово! Везде можно ждать интересного!
(Самолет по имени Сережка)

 
Слава его совершенно не испортила. Он всё-таки смог стать моряком, хоть в Свердловске (теперь – Екатеринбурге) и не было моря, основав детский отряд «Каравелла», ставший настоящей парусной флотилией. Тридцать лет он руководил им, обучая детей парусному делу, спортивному фехтованию и конечно, журналистике. Отряд существует и по сей день, его возглавляют выпускники «Каравеллы», а Владислава Петровича там уважительно зовут Командором.
 
Ещё немного интересных фактов:
 
  • В 2006-м году по инициативе Ассоциации писателей Урала была учреждена Международная детская литературная премия имени Крапивина, которая присуждается раз в году российскому или зарубежному автору.
  • В 2007-м, на базе Тюменского университета была создана Школа литературного мастерства В.П. Крапивина, которой он руководил до 2013 года.
  • Писатель Сергей Лукьяненко признался, что его повести «Пристань жёлтых кораблей», «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» написаны под влиянием творчества Крапивина.
  • В 2016 году Международный астрономический союз утвердил имя Krapivin для астероида № 407243. 

И по сей день книги Крапивина издаются и переиздаются. Проблемы, поднятые им, актуальны и по сей день, но может быть, благодаря его деятельности, всё больше людей стали обращать внимание на многое. На неприкаянность и заброшенность детей, на безразличие родителей, на беспризорников, на разобщённость и отсутствие духовного контакта между детьми и родителями, а также – на бездействие правительства и устаревшие системы.
 

Планету ковыряем насквозь, к звездам летаем, а в обычной жизни порядка нет, не было и не будет...
(Голубятня на желтой поляне)

 
Януш Корчак учил взрослых любить детей, а Владислав Крапивин – постарался научить детей понимать взрослых. И, сам того не ожидая, научил многих взрослых понимать детей.
 

Чем же мы обязаны Владиславу Крапивину?

 
Разумеется, в моём детстве были и другие книги. Но очень мало из них я перечитываю до сих пор так часто, ищу так упорно и коллекционирую так любовно, как книги Крапивина. И да, порой они мне кажутся детскими, а мир советских и российских мальчишек немного не похож на наш молдавский 21-й век. Но люблю я его книги не за то, что они про детей. А за то, что они про взрослых их глазами. Читаешь их думаешь: а ведь дети видят нас насквозь. А мы даже не замечаем своих минусов и не видим, что с нами не так. Дети лучше нас умеют дружить, лучше нас относятся к слабым и по-другому воспринимают предательство. А если не делить людей на детей и взрослых, то внезапно можно выяснить, что книги Крапивина – это написанная по слогам «Психология масс и народов». Только изнутри.
 

Но у детства смелый характер. Оно борется за радость. Оно эту радость находит, несмотря на голод и невзгоды.
(Тень Каравеллы)

 
И при этом, что мне нравится в Крапивине, в его книгах совершенно нет «советщины». Аббревиатуру «СССР» в них практически не встретишь, никаких упоминаний о политическом режиме – тоже, пропаганды нет как таковой в принципе. Истории читаются на одном дыхании, близкие и знакомые, потому что их основное место действия – детство и отрочество, а главное в них — нечто тонкое и светлое, что можно было разглядеть, только будучи неиспорченным тяготами взрослой жизни.
 

Есть такие профессии, где не обойтись без книг Крапивина

 
В первую очередь – это, конечно, детские учителя. Педагоги, преподаватели, воспитатели, если бы они все подходили к своей работе так, как подходил Крапивин, новое поколение бы выросло совершенно другим. Более добрым, более смелым, более уверенным в себе.
 
Во вторую – это моряки. Каждому капитану дальнего плавания, наверное, не раз приходила в голову мысль почитать книгу о море и вспомнить, почему ему так хотелось быть моряком в детстве. У нас в Молдове, капитанов, конечно, нет. Но есть те, кто всегда хотели ими стать. А за мечтой иногда надо гоняться.
 
В третью – это психологи. В особенности – детские. Крапивин – это неплохая база для тех, кто хочет понимать, какими глазами смотрят на мир семилетние-восьмилетние дети и подростки. Какие у них ценности, какие у них проблемы и страхи. Потому что время идёт, а дети не меняются. Разве что вместо казаков-разбойников теперь игры на планшете.
 
И в четвёртую – журналисты, писатели и копирайтеры. У нас в Молдове почему-то очень мало хороших писателей и совсем уж мало издательств. Особенно русскоязычных, хотя на русском очень многие и читают, и пишут. И мне кажется, без базы из таких книг, как «Оруженосец Кашка», «Мальчик со шпагой» или «Трое с площади Карронад», очень сложно написать хорошую книгу. Детскую или взрослую – это совершенно неважно.
 

Только очень маленькие дети верят в чудеса. Да ещё старые, много пожившие люди утверждают, что чудеса всё-таки бывают. Редко-редко, но случаются.
(Мальчик со шпагой)

 
Но какова бы ни была ваша профессия, если вы не читали ничего из книг Крапивина – прочтите хоть что-то. А если вы – рекрутер – спросите у кандидата, читал ли он «Всадники на станции Роса». И если у него недоверчиво вспыхнут глаза, и он радостно кивнёт – берите его, не раздумывая. Плохие люди не читают Крапивина, и уж точно не забывают его книг. Нельзя забыть то, что дало тебе такие ценные качества, как честность, дружелюбие, ответственность и веру в чудеса.
 
Ведь тот, кто любит читать про рыцарей, должен и сам быть великодушным, верно?
(В глубине Великого Кристалла)
 
 
 

Похожие статьи