Назад

Как отличить работу мечты от работы мечты вашей мамы?

29 июля, 2019 2043
Как отличить работу мечты от работы мечты вашей мамы?
Родители всегда знают больше детей, зато дети всегда умнее родителей.
Джонатан Сафран Фоер. "Жутко громко и запредельно близко".


Мои родители никогда не говорили мне, кем они хотят видеть меня во взрослой жизни. Меня даже не спрашивали: деточка, ты придумала, кем ты станешь, когда вырастешь? Три годика уже, пора определяться - или врач, или учительница.

Нет, с детства у меня создавалось впечатление, что моим родителям совершенно наплевать, на кого пойдёт учиться и кем будет работать их бесталанный ребёнок. Как в том анекдоте:

Когда вы впервые почувствовали шевеление вашего ребёночка?
Когда он съехал и начал жить отдельно.


Сейчас, через два с чем-то десятков лет, глядя назад, я уже понимаю: родителям не было плевать. Они просто хотели, чтобы я выбрала себе путь сама. Меня поощряли в абсолютно разных случаях. Меня похвалили, когда я в 5 лет слепила из пластилина нечто, напоминающее статую Мыслителя и подарила сорокалетнему папе со словами “Поздравляю с днём пожилых людей!” Меня хвалили, когда я резала блокноты из канцелярских тетрадей и писала в них сказки с иллюстрациями. Хвалили, когда я рассказывала свои сны в ролях и на разные голоса. Хвалили, когда я учила свою собаку подавать лапу и хвалили, когда я отчитывала соседского мальчика-забияку, в очередной раз бросившего мусор под наш забор. Хвалили, когда я впервые приготовила ужин для вернувшейся с работы семьи, хвалили, когда я сочинила пьеску для школьного праздника.

И ругали тоже, конечно. Ругали, когда я плакала, обидевшись на подругу, которая назвала меня эгоисткой. Ругали, когда я изрезала шторы, чтобы сшить платье своей кукле, когда разбила коленки, катаясь на скейте без наколенников, ругали, когда я не отстаивала своё мнение перед дядюшкой, который доказывал мне, что я одеваюсь как 11-летний мальчик, а я должна носить платья. 

Чтобы я ни делала, родители поощряли меня всегда, когда я проявляла какие-либо положительные качества, и ругали, когда я о них забывала. Может быть, благодаря, а может быть, вопреки этому, в настоящее время я понятия не имею, что меня ждёт в жизни, кем я выйду на пенсию и мнусь, когда меня просят назвать мою профессию. Зато я вижу плюсы в том, что не стою на месте и пробую всё новое и новое, находя себя в самых разных работах - и теряя. Я довольна тем, что один из моих детских навыков перерос в способ заработка и по прежнему приносит мне удовольствие.

Встретила недавно Асю, свою одноклассницу, не узнала её - вечно сияющая милая девочка с рыжими хвостиками стала серой и уставшей, перекрасилась в чёрный и постриглась под каре. В руках - папка с логотипом кишинёвского банка, на лице - ненависть ко всему живому. Поговорили ни о чём пять минут и разошлись. Глядя ей вслед, вспомнила, как в детстве наши игры прерывались ежедневными занятиями математикой с её отцом, а ведь Ася всегда любила вырезать и клеить из бумаги миниатюрные креслица, диванчики, вазы, настоящие комнатки.

Вспомнилась Лена-интроверт, другая подруга, которая с детства болела игрой на гитаре, и больше ничем. Родителям это, конечно же, не нравилось - лучше бы пела, онажедевочка. Выросла Лена, закончила бизнес и деловое администрирование, престижнейший факультет. Больше я о ней ничего не слышала.

А вот Дима, мой одноклассник, с четвертого класса хотел стать футболистом, но куда ему, мальчику из не самой богатой семьи, не самому физически развитому и вообще - очкарику. Ушёл после девятого в колледж - на технолога пищевой промышленности. Выучился, устроился на работу на хлебокомбинат, тут случилась трагедия - родители погибли в автокатастрофе. На прошлогоднюю встречу одноклассников Дима не пришёл. Живёт и работает в Барселоне, стал футбольным журналистом. 

Папа мой, пока писала статью, рассказал, что всю жизнь хотел рисовать и даже закончил художественную школу. А потом родители решили, что миру нужны фрезеровщики. Папа почти стал токарем, но тут армия, в которую он пошёл даже с некой долей облегчения. Отслужил на Дальнем Востоке, где стал одним из лучших художников-оформителей. Вернулся домой и понял, что упустил своё время: мирной стране рисовальщики плакатов не нужны. А зарабатывать надо. Стал заниматься бизнесом, покупал товар в Одессе и продавал в Румынии. Прошло время - у нас дома на стене висит его единственная сохранившаяся работа за всю его жизнь - два индийских слона среди джунглей, как живые. А папа больше не рисует - только сохраняет изредка понравившиеся портреты в интернете. Зрение уже не то, руки не те, жизнь не та.

Я знаю очень мало примеров людей, которые с детства знали, кем хотят стать, и гораздо больше примеров людей, чьи родители с их детства знали, кем их сделают. Большинство из них смирилось и живёт на автопилоте. Единицы из них смирились счастливы. Некоторые честно попытались поверить авторитетному мнению родителей, закончили рекомендуемые факультеты, а теперь - кто программист, кто веб-дизайнер, кто аниматор, кто фотограф. Заветные дипломы отданы родителям - подпирать медали в серванте, а когда к ним в гости заходишь - пожилые родители, наливая чаю, нет-нет да вздохнут: эх, а мог бы врачом стать.

Я к чему это всё. В этой статье неспроста нет пунктов, подпунктов, заголовков и списков. Нет ни одной инструкции к тому, как отличить работу своей мечты - от чьей-то. Особенно - на этапе выбора специальности. Есть только один рабочий метод - интуиция. Хотите ли вы быть кем-то или остаться собой? Идёте ли вы в университет, потому что “надо” или потому, что хочется? Уверены ли вы в том, что всю жизнь готовы заниматься одним и тем же? Видите ли вы в этом перспективы? Так ли важна вам поддержка родителей, если выбранная профессия идёт вразрез с желаемой для них? Деньги, репутация или внутренняя гармония - что стоит на первом месте?

Мы все - разные, но у каждого из нас ещё в детстве проявляются навыки и увлечения, которые могут предопределить наше будущее.


И только от нас зависит - опираться на них, или заканчивать физмат просто потому, что должен же кто-то в этой стране работать на неинтересной работе. Получать образование для галочки, или потому, что мы не уверены в том, что нам хватит сил стать известными музыкантами, художниками, писателями, скульпторами, разработчиками летающих тарелок.

Я знаю одно: пока мы молоды и неразумны, мы можем позволить себе тратить своё время на то, что лучше по мнению родителей, общества и стоических постулатов. Но где-то через пару лет после получения диплома и стабильной работы по специальности, наступает точка невозврата, после которой очень сложно что-то изменить в своей жизни. 

До тех пор - поменять можно всё. 

Похожие статьи